Цель: дать общее понятие о речи человека, формирование положительной мотивации к познавательной деятельности. Формирование графических навыков. Повторение и письмо букв А, О, У, Ы, И.Материал: ежик, кошка, собачка, рабочий лист. Карточки с буквами А, О, У. Карандаши.
Обучение чтению. Речь человека. Звук и буква А, О, У, Ы, И
— Тут-тук-тук! Ой, ребята, кто это к нам идет? (показываем детям ежика)- Ежик, а зачем ты к нам пришел?- Шу-шу-шу, фыр-фыр-фыр!!! — Ребята, вы что-нибудь поняли, что ежик сказал?- Ежик, повтори еще раз. — Шу-шу-шу, фыр-фыр-фыр!!! — Ничего не ясно.- Мяу,мяу,мяу. Ой, кто это к нам пришел? (педагог достает из-под стола кошку)- Гав, гав, гав.
Ой, кто это к нам еще идет? (педагог достает из-под стола собачку)- Ребята, вы поняли, что сказали нам звери? (нет) И я не поняла.- А меня вы понимаете? (да). Пойдемте, поиграем на ковре.- Давайте попрыгаем, потопаем, похлопаем. Вы меня понимаете, потому что у нас с вами есть человеческая речь, с помощью нее мы с вами общаемся.
Педагог просит детей по очереди назвать какое-либо действие. Дети называют и выполняют его вместе с педагогом (потанцуем, покрутимся и т.д.).- Вы говорите и все вас тоже понимают. А зачем нам нужна речь? Чтобы общаться. А как быть, если люди далеко друг от друга? Можно написать письмо. Письмо это тоже речь, которую мы записываем с помощью букв. Мы с вами научимся грамотно владеть своей речью: правильно говорить, писать слова и предложения, а также читать!- Послушайте слова, которые я вам сейчас скажу: АИСТ, АЗБУКА, АРКА. С какого звука начинаются все эти слова? Правильно, со звука А. — А это буква, которая обозначает звук А. (Педагог показывает карточку с буквой А). Обведите букву пальчиком. Нарисуйте пальчиком на столе. Нарисуйте вместе со мной в воздухе.- Теперь послушайте следующие слова и назовите первый звук: ОБЛАКО, ОСЛИК, ОСЫ.- Какой звук услышали? Звук О. А это буква О, которая обозначает звук О на письме. (Педагог показывает карточку с буквой О). На что похожа эта буква? — Обведите букву пальчиком. Нарисуйте на столе. Нарисуйте в воздухе.- Сегодня вспомним еще один звук и букву. Послушайте слова и выделите первый звук: УМ, УТКА, УСЫ. — Какой звук услышали? Это звук У. А это буква У, которая обозначает звук У на письме. (Педагог показывает карточку с буквой У).- Обведите букву У пальчиком. Нарисуйте на столе. Нарисуйте в воздухе.
- — А теперь мы все эти буквы напишем!
- Дети в рабочих листах обводят буквы А О У. Педагог следим, чтобы дети двигались слева направо и сверху вниз, не пропуская букв в строчках.
- — Послушайте слова, которые я вам сейчас скажу: ИГОЛКА, ИНДЮК. С какого звука начинаются все эти слова? Правильно, со звука И. — А это буква, которая обозначает звук И. (Педагог показывает карточку с буквой И). Обведите букву пальчиком. Нарисуйте пальчиком на столе. Нарисуйте вместе со мной в воздухе.- Теперь послушайте следующие слова и назовите одинаковый звук, который встречается в каждом слове: МЫЛО, БЫК, РЫСЬ, ЛЫЖИ.- Какой звук услышали? Звук Ы. А это буква Ы, которая обозначает звук Ы на письме. (Педагог показывает карточку с буквой Ы). На что похожа эта буква? — Обведите букву пальчиком. Нарисуйте на столе. Нарисуйте в воздухе.
- — Обведите буквы Ы, И на рабочих листах.
Дети в рабочих листах обводят буквы Ы, И. Педагог следит, чтобы рука ребенка двигалась слева направо и сверху вниз, не пропуская букв в строчках.
Обучение чтению. Звуковой анализ слов. Звук И
Материал: рабочий лист, цветные карандаши.
Педагог предлагает детям назвать, что нарисовано на картинках.- Раскрасьте предметы, названия которых начинаются на звук И.- Какие картинки будете раскрашивать ? Почему?- Произнесите слова так, чтобы звук И хорошо был слышен.
Обучение чтению. Звуковой анализ слов. Место звука Ы в словах
Материал: рабочий лист, цветные карандаши.- Знаю я, и знаешь ты, что нет слов, начинающихся на звук Ы.- Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или конце слова. — Придумайте самостоятельно слова со звуком Ы, и скажите, где звук стоит, в середине или в конце.- Если звук Ы стоит в середине слова – поставьте красным карандашом точку в середине линии, если в конце слова – в конце линии.- Спасибо, ребята, что познакомили Машу со звуками и буквами Ы, И.
Обращаем внимание детей, что в слове лыжи звук Ы находится в середине и конце слова.
Числовой ряд. Счет до 20
— Давайте с вами посчитаем до 20. Приготовьте ручки. Будем с вами хлопать в ладоши и все вместе хором считать на каждый хлопок.
Педагог считаем вместе с детьми.
Подвижная игра. Дни недели
Дети становятся в круг.
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
- А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование)
- В среду долго умывался, (умываемся)
- А в четверг в футбол играл. (Бег на месте)
- В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
- Очень долго танцевал. (Кружимся на месте)
- А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
- Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают)
Математика ‘Равенство и неравенство’
Цель: формировать умение понимать количественные отношения между числами в пределах 10, записывать их при помощи знаков ‘равно’ и ‘неравно’.Материалы: миска с 5 яблоками и 5 морковками на каждого ребенка (либо деревянными, либо вырезанными из картона), знаки = и , по 2 тарелки на каждого ребенка. Зайчик — игрушка.1. Урожай.
- — Давайте поможем зайчику собрать урожай.- Положите на одну тарелку 1 яблоко, а на другую 1 морковку. Сколько яблок? Сколько морковок? (По одному). Значит яблок и морковок поровну.
- — Для того, чтобы показать, что количество предметов одинаково, используется знак ‘равно’.
- Педагог показывает знак детям.
- Положите этот знак между тарелочками.
- — Получилось один равно одному.- Положите на тарелочку к яблоку еще одно яблоко. Можно ли оставить знак равно? (Нет)- Почему? (Два неравно одному).
- — Правильно. Для того, чтобы показать, что количество предметов не равно друг другу, используется знак ‘неравно’.
- Педагог показывает соответствующий знак.
- — Чем отличаются знаки ‘равно’ и ‘неравно’ друг от друга?- Давайте между тарелочками сейчас положим знак неравенства.- Получилось два неравно одному.
— Положите на тарелку еще одну морковку. Какой знак нужно поставить? (Равенства)Дети самостоятельно читают запись.- А теперь сами положите морковки и яблоки на тарелки и поставьте нужный знак между ними, прочитайте запись.2. Педагог выдает рабочий лист.— Посмотрите на задание с морковками. Поставьте между морковками знак равенства или неравенства.
Окружающий мир. Овощи и фрукты
- Цель: развитие умственных действий анализа-синтеза, обобщения.
- Материал: муляжи овощей и фруктов,которые лежат в мешке, две миски.
- Педагог организует игру на ковре.
Маша решила загадать нам загадки, послушайте их ответьте на вопросы.- Чего в лесу больше: елок или деревьев?- Чего в огороде больше: овощей или картошки?- Кого в детском саду больше: девочек или детей?
- — Маша принесла нам мешок, давайте посмотрим, что в нем лежит.
- Дети по очереди достают предмет из мешка и называют его.
- — Ох, как много овощей и фруктов лежало в мешке.- Давайте сложим овощи сложим в одну миску, а фрукты в другую.
- Дети называют и сортируют овощи и фрукты.
— Молодцы, все мы с вами разложили.
Массажная пауза. Мой мизинчик, где ты был?
Одеваем и снимаем пружинное колечко на все пальчики по очереди.
Мой мизинчик, где ты был?
- С безымянным – щи варил,
- А со средним – кашу ел,
- С указательным запел.
- А большой меня встречал
- И конфетой угощал,
- Правый же большой плясал
- И на танец приглашал.
- Указательный на правой
- Вел в поход нас всей оравой.
- Средний брат несет рюкзак,
- Безымянный ходит так.
- А мизинец стал играть,
- Братьев слушать приглашать. (Хлопаем в ладоши под ритм стихотворения)
- Раз – два – три – четыре — пять!
Развитие мышления. Комбинаторика. Домики у зайчика
Цель: развитие комбинаторного мышления.Материал: рабочий лист, карандаши.
- — У зайчика есть два домика. Посмотрите, как зайчик решил раскрасить стены домиков.- Посмотрим сначала на домик с геометрическими фигурами: кругом, квадратом и треугольником.
- — Мы поможем зайчику раскрасить стены домика, а для этого надо дорисовать фигуры так, чтобы они в строчках не повторялись. (Если дети не имеют представления о понятии ‘строчка’, то педагог объясняет).
- Педагог вместе с детьми делает первую строчку, чтобы им стала ясна суть задания.
Дети самостоятельно ‘раскрашивают’ стены второго домика.
Развитие речи. Незаконченный рассказ ‘Кнопка’
Цель: развитие воображения, развитие речи.Материалы: текст, который читаем детям вслух.’Жила-была канцелярская Кнопка. Как-то раз попала она в руки к злобному мальчишке, который стал подкладывать ее ребятам на стул. Когда они, присев на стул, вскакивали как ужаленные, мальчишка противно хохотал. Кнопке ее роль очень не нравилась. И вот…’- Придумайте, что сделали бы вы, если бы были Кнопкой. Рассказ надо начинать так: ‘Я, Кнопка, придумала вот что…’
Подвижная игра. Зарядка – разминка
Дети встают в круг.
Для начала мы с тобой
- Крутим только головой. (Медленные вращения головой)
- Корпусом вращаем тоже. (повороты вправо – влево)
- Это мы, конечно, можем.
- А теперь мы приседаем. (Приседаем)
- Мы прекрасно понимаем –
- Нужно ножки укреплять,
- Раз, два, три, четыре, пять!
- Напоследок потянулись
- Вверх и в стороны. (Потягивания)
- Прогнулись. (Наклоняемся вперед)
Формирование знаний об окружающем мире. Дни недели
Цель: формирование знаний о днях недели, формирование временных представлений.
Педагог с детьми хором повторяют дни недели, загибая при этом пальчики.- Сколько всего дней недели? Как вы думаете, зачем нам надо знать названия дней недели?
- Затем педагог спрашивает у каждого ребенка название дней недели и при необходимости помогает.
- — А теперь, давайте, поиграем немного с днями недели! Если вчера была пятница, то сегодня …- Перед четвергом была …- Каждое воскресенье мы ходим в парк и вчера тоже ходили. Какой день недели сегодня?
— Утром я пришла на работу, а вернусь домой …
Математика. Равенство и неравенство
- Цель: продолжать учить понимать количественные отношения между числами в пределах 10, записывать их при помощи знаков.
- Материалы: миска с 5 кружочками и 5 квадратиками на каждого ребенка, знаки ‘равно’ и ‘не равно’, по 2 тарелки на каждого ребенка, кукла.
- — Давайте поможем кукле Маше разложить фигуры.
— Положите на одну тарелку 2 круга, а на другую 3 квадрата. Какой знак надо поставить равно или неравно? (неравно) Почему? (Потому что 3 больше 2). Прочитайте запись. (Два неравно трем).
Таким же образом составляем еще 5 равенств или неравенств.
Пальчиковая гимнастика. Зверята
Дружат добрые зверята (пальцы рук соединяются в ‘замок’).
- Дружат малые зайчата (ритмичное касание мизинцев обеих рук).
- Дружат в озере бобры, (ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).
- Дружат в небе комары,(ритмичное касание средних пальцев обеих рук).
- Дружат милые ежата, (ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).
- Дружат даже медвежата (ритмичное касание больших пальцев обеих рук).
- Вот как разыгрались,
- По лесу разбежались! (руки опустить, потрясти кистями)
Подготовка руки к письму. Волнистые линии. Грядки
Цель: развитие графо-моторных функций.
Материал: рабочий лист (см. выше), карандаши.- Обведите волнистые линии.
Домашнее задание
Педагог задает домашнее задание детям.
Прощание
До свидания, до свидания приходите к нам еще,
- До свидания, до свидания, с вами очень хорошо.
- До свидания, до свидания, приходите к нам опять.
- До свидания, до свидания – будем весело играть!
Подготовка к школе: занятия для детей
Подготовить ребенка к поступлению в 1 класс непросто. Некоторые родители и бабушки с дедушками готовы учить будущего первоклассника ночами напролет.
- В последние годы большую востребованность приобрели подготовительные курсы, которые есть при многих общеобразовательных школах, гимназиях и в специальных детских центрах.
- В целом, каждый ребенок (дошкольник) должен пройти через весь подготовительный процесс, состоящий из определенных этапов, только тогда подготовка к школе будет успешной.
[su_box title=’Обратите внимание’ style=’glass’ box_color=’#4573D5′ radius=’5′]Подготовка детей к школе занимает немало времени, поэтому некоторые родители предпочитают отдавать своих чад в частные школы.[/su_box]Такие учреждения набирают группы детей дошкольного возраста для обучения всему необходимому под руководством профессиональных педагогов.
При этом в семьях также следует регулярно заниматься с детьми, ведь в любом случае важен индивидуальный подход. Чтобы ребенок мог без больших трудностей адаптироваться к школьным предметам, он должен:
- знать буквы;
- уметь читать (можно по слогам) небольшие простые тексты;
- обладать навыками письма;
- знать времена года, названия месяцев, дней;
- знать свои фамилию, имя, отчество;
- иметь хорошую память, чтобы запоминать 5-7 из 10 четко названных простых слов;
- находить сходства и различия между предметами;
- уметь вычитать и складывать числа в пределах первого десятка;
- знать основные геометрические фигуры;
- знать 10-12 основных цветов и др.
Методики подготовки детей к школе
Прежде чем давать те или иные задания для подготовки к школе своему малышу, ознакомьтесь с несколькими популярными методиками. С их помощью ребенок во время обучения может приобрести все необходимые навыки.
Методики обучения направлены, как правило, на развитие мелкой моторики, логического мышления, получение математических знаний и т.п. При этом с учетом индивидуальных особенностей дошкольника нужно заняться его физической подготовкой.
Известные методики начального образования:
- Зайцева;
- Монтессори;
- Никитиных.
Методика Зайцева
Чтобы дошкольная подготовка ребенка дома оказалась успешной, обратите внимание на методику Зайцева, которая включает в себя подход к обучению чтению, письму, английскому и русскому языку. Она предполагает применение визуального восприятия информации.
Основной принцип заключается в обучении малыша всему необходимому без вреда здоровью и с учетом индивидуальных особенностей. Она способна активизировать каналы восприятия информации, сэкономив время и избавив малыша от зубрежки.
Минус: при индивидуальных занятиях методика реализуется хуже, чем при групповых.
Методика Монтессори
Индивидуальная программа подготовки к школе, помогающая подготовить будущего первоклассника, может быть организована в соответствии с методикой Монтессори.
В ней большое внимание уделяется развитию ощущений и мелкой моторики малыша. В процессе обучения необязательно использовать какие-то специальные пособия. Родители должны создать для малыша полноценную развивающую среду.
Минусом является отсутствие в методике ролевых и подвижных игр.
Методика Никитиных
Чтобы повысить уровень знаний с помощью домашних заданий, ознакомьтесь с методикой Никитиных. Ее основные принципы заключаются в развитии, которое должно быть творческим, свободным. Занятия проходят, чередуясь: интеллектуальные, творческие, спорт.
Спортивная атмосфера играет в формировании малыша основополагающую роль, поэтому в вашем доме должны быть созданы все условия для этого.
Методика является креативной, с упором на физическое развитие, творчество, но есть минус – желание учиться появляется далеко не у всех детей.
Подготовительные занятия к школе
Начинать заниматься с малышом нужно с раннего возраста. Особое внимание необходимо уделить психологической подготовке.
Поначалу выполнение заданий происходит в игровой форме, но затем они становятся более сложными, но интересными. Базовые знания дети получают, как правило, в детских садиках.
Добиться больших результатов можно как на дому, пригласив частного репетитора, так и, отдав ребенка в специальные центры развития или подготовительные курсы при школах.
Курсы подготовки к школе
Решив выбрать подготовительные курсы к школе, отнеситесь к выбору подходящего учреждения основательно. Такие курсы имеются как при самих школах, так и в образовательных центрах, т.е. некоммерческих организациях.
С помощью комплексных занятий, коллектива дети могут адаптироваться к школьной системе, урокам. Нередко на таких курсах дошкольников обучают так, чтобы они легко выполняли нужные упражнения и правильно отвечали на определенные вопросы.
Намного важнее, чтобы малыш умел творчески мыслить, самостоятельно рассуждать и делать выводы.
Дошкольный репетитор
Репетитор для дошкольника – это отличный вариант обучить малыша грамоте, подготовить его к будущим собеседованиям в школе. Тем более некоторые учителя дополнительно обучают детей английскому языку.
Не забывайте, что репетитор по подготовке ребенка к школе должен иметь педагогическое образование и соответствующую квалификацию. Большим плюсом репетиторства является индивидуальный подход, который поможет развитию внимания, умения рассуждать и т.д.
Ребенок при этом получит более глубокие знания. Минусы: сложно найти достойного педагога, высокая стоимость.
Сколько стоит подготовка ребенка к школе
Подготовительные курсы повысят готовность ребенка к поступлению, особенно, если вы планируете отдать его в гимназию. Готовиться так рекомендуется тем детям, которые не посещают детский сад.
- Занятия в специализированных учреждениях направлены на освоение основ письма и грамоты, обучение чтению, развитие речи и Бесплатная подготовка
- Воспитатели детского сада должны закладывать основы счета, письма и чтения.
- Перед родителями стоит более важная задача – научить малышей доводить начатое до конца, пусть это будут какие-нибудь примеры из математики, занятие рисованием или что-то другое.
Чтобы ваше чадо по уровню развития соответствовало своему возрасту, старайтесь больше общаться с ним, отвечая на все вопросы. Уделите внимание активным играм, физическому развитию, научите самостоятельности и правилам безопасности.
Как подготовить ребенка к школе самостоятельно
Для развития памяти, умения логически мыслить и прочих навыков в домашних условиях, читайте или смотрите вместе мультфильмы, обсуждая то, что ребенок узнал. Чаще интересуйтесь мнением малыша, задавая при этом вопросы.
Постарайтесь превратить занятия в домашних условиях в удовольствие для дошкольника. Плюсом подготовки дома является экономия средств, да и нужные материалы можно всегда найти в интернете. Минусом может стать качество, ведь не у всех родителей есть педагогическое образование.
К тому же, занятия в кругу семьи не всегда дисциплинируют малыша.
С чего начать подготовку
Самым подходящим возрастом для начала обучения будущего первоклассника по мнению психологов считается период 3-4 года. Начинайте учить ребенка читать и считать в игровой манере, к примеру, во время прогулок считайте вместе с ним количество домов, автомобилей и т.д.
Делайте вместе поделки, уделив внимание художественному развитию будущего первоклассника: рисуйте, создавайте аппликации, лепите, собирайте пазлы. Дома оборудуйте удобный письменный столик.
Уделите внимание мотивации своего чада, в противном случае, обучение будет продвигаться медленно.
Программа
Не следует готовить малыша к школе абстрактно, постарайтесь подыскать требования, тесты, задания и конкретные примеры вопросов. Для развития мелкой моторики ребенок должен нанизывать макароны или бусины, вырезать что-либо из бумаги, рисовать красками, создавать аппликации, вышивать, вязать и т.д. Чтобы обучить малыша всему необходимому, обратите внимание на следующий план занятий:
Название курса | Кол-во часов в неделю |
Развитие речи, подготовка к обучению | 1 |
Введение в математику | 1 |
Развитие моторики, творческих способностей | 1 |
Ознакомление с окружающим миром | 1 |
Введение в художественную литературу | 1 |
Подготовка руки к письму | 1 |
Материалы
Чтобы обучить ребенка всему то, что понадобится при поступлении в школу, воспользуйтесь специальным наглядными материалами. Найти их в большом количестве можно на тематических веб-ресурсах.
Для развития логического мышления, внимания, памяти и воображения есть немало развивающих игр, для проведения которых требуется разноцветный картон.
Например, для обучения грамоте понадобится книжка с картинками: выберите любую букву, проговорите несколько раз и предложите малышу обвести ее карандашом по всей странице. Подробнее можно узнать в методических пособиях.
Игры для подготовки к школе дошкольников
Развивающие игры помогут будущим дошкольникам закрепить знание алфавита, научиться составлять слова, писать и читать. Кроме того, такие занятия способствуют развитию внимания и сосредоточенности. Тем более ребенок дошкольного возраста часто отвлекается и не может подолгу сосредотачиваться на одном роде деятельности. Игры, которые помогут в развитии малыша:
- Название: «Книжный детектив».
- Цель: развить быстроту мышления, научить соотносить буквы с конкретными картинками.
- Материал: книга с иллюстрациями.
- Описание: дайте задание малышу найти в книге картинку на определенную букву. Если в игре участвует несколько детей, то введите элемент соревновательности, т.е. победителем окажется тот, кто найдет больше нужных картинок.
Вот еще один неплохой вариант:
- Название: «Художник-иллюстратор».
- Цель: научить обращаться с книгой, развить логику, воображение.
- Материал: несколько книг.
- Описание: прочитайте своему чаду небольшой рассказ или стих, после чего предложите ему подобрать рисунки к нему из других книжек. Затем попросите пересказать краткий сюжет прочитанного, опираясь на выбранные картинки.
Развивающие занятия
В качестве развивающих упражнений можно использовать любые лабиринты, где какому-либо персонажу нужно помочь добраться до выхода или куда-нибудь попасть. Есть немало игр, которые помогают улучшить концентрацию внимания и увеличить его объем. Некоторые упражнения способствуют развитию и произвольности внимания. Неплохой вариант развивающей игры:
- Название: «Цветы на клумбе»
- Цель: развить логическое мышление.
- Материал: разноцветный картон.
- Описание: вырежьте из картона по три цветка синего, оранжевого, красного цвета и три клумбы прямоугольной, квадратной, круглой формы. Дайте малышу распределить цвета на клумбах на основе рассказа — красные цветы росли не на квадратной и не на круглой клумбе, оранжевые — не на прямоугольной и не на круглой.
Еще одна игра, которая отлично подходит для развития разнообразных навыков у ддошкольников:
- Название: «Чем похожи и чем отличаются?»
- Цель: развить логическое мышление.
- Описание: предлагайте детям по два предмета, которые они должны сравнить и указать их различия, сходства.
Как психологически подготовить ребенка к школе
Личностно-социальная готовность дошкольника заключается в том, что к моменту поступления он должен быть полностью готов как к общению, так и взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Чтобы психологическая подготовка была действительно успешной, предоставьте возможность малышу самостоятельно установить контакты с окружающими на детской площадке.
Так называемые «домашние дети» часто боятся большого скопления народа, хотя далеко не все взрослые уютно чувствуют себя в толпе.
При этом не следует забывать, что будущему первокласснику предстоит находиться в коллективе, поэтому старайтесь время от времени выбираться на массовые мероприятия.
Мотивируйте малыша – если он привык к постоянной похвале дома, то оценивайте не каждый шаг, а готовый результат.
Домашняя школа. Подготовка ребенка к обучению в школе. Занятие № 1
Здравствуйте, уважаемые коллеги и заботливые родители! В этой рубрике я буду публиковать свои занятия с детьми по подготовке к обучению в школе.
- Сегодня, 1 июня, моя «Домашняя школа» открылась! Почему домашняя? Я провожу занятия у себя дома. У меня частный дом, в котором самая большая и просторная комната в день занятий превращается в учебную комнату.
- Ещё у меня есть достаточно большой двор для детских игр и приусадебный участок, который тоже сыграет свою роль в обучении и развитии моих маленьких учеников. Ну и главное, есть большой опыт педагогической работы с учащимися начальной школы и опыт просто мамы троих детей.
- Вас удивило, что моя школа открылась 1 июня, в первый день летних каникул? Этому есть своё объяснение. Во-первых, летние каникулы — это отдых для учеников школы, а мои маленькие ученики ещё дошколята.
- Во-вторых, лето — это пора учительских отпусков. А именно в это время заботливые родители обращаются за помощью к учителям начальных классов.
- А просьба о помощи у них простая: «Пожалуйста, подготовьте ребенка к школе».
- Мои маленькие ученики в этом году ещё не идут в школу. Поэтому я намерена заниматься с ними до 31 мая 2015 года, т. е. ровно год. В моей маленькой группе пока 4 ребенка.
Это два моих сына: шестилетний Павлуша и четырехлетний Андрюша и дочери моих близких знакомых, две пятилетние девочки Ладушка и Сашенька. Команда небольшая, но объединенная одним духом и общей целью.[su_box title=’Важно’ style=’glass’ box_color=’#F63E62′ radius=’5′]Самое главное, у меня есть помощницы, две замечательные мамы девочек-учениц. Одна мама художница, а другая преподаватель музыкальной школы.[/su_box]Своей личной методики по подготовке детей к обучению в школе у меня нет. Но есть 17-летний опыт работы в школе учителем начальных классов и опыт многодетной мамы. Со своей старшей дочерью, а ей 24 года, мы прошли и подготовку к школе, и начальные классы, и ЕГЭ в 11 классе, и 5 лет университета.
В основу проведения занятий по подготовке к школе положены 5 главных целей, которые мы все вместе постараемся достичь.
1. Развитие памяти и внимания.2. Пополнение словарного запаса, развитие речи и общего кругозора.3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.4. Обучение счету в пределах первого десятка и азбуке.5. Эстетическое развитие (музыка, рисование).
А теперь я опишу подробно ход 1 занятия.
Занятие № 1
В день проведения занятия мои дошколята будут находиться со мной 2 часа. Каждое занятие комплексное и одним махом такой большой объем информации дошкольникам выдать невозможно. Каждый этап занятия должен продолжаться не более 15-20 минут.
Между каждым этапом будут проводиться игры на свежем воздухе, игры в комнате на ковре, музыкальные паузы и конечно, работа на приусадебном участке. Каждому ребенку я выделила грядочку — маленький огородик, на котором дети посадят различные растения.
В течении лета мы будем ухаживать за саженцами, наблюдать за их ростом и развитием. Ну и в итоге, надеюсь, соберем урожай.
А теперь идём по пунктам:1. Развитие памяти и внимания.[su_quote]Картинки для «фотографирования» вы можете подобрать сами, но если хотите, я поделюсь с вами своей презентацией с подборкой картинок.[/su_quote]Скачать презентацию можно с сайта: Фотографирование, картинки.2. Пополнение словарного запаса, развитие речи и общего кругозора.На первом занятии я ограничилась карточками по методике Глена Домана (домашние и дикие животные).3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.Здесь я использую пропись Олеси Жуковой. Вот странички прописи, которые я выбрала для первого занятия. Их можно скачать со страницы сайта (щелкаем на картинку и она увеличится, дальше щелкаем правой кнопкой мыши и выбираем «Сохранить картинку как…»)
4. Обучение счету в пределах первого десятка и Азбуке.Обучение счёту:Первое с чего начала, это озвученная презентация по методике Глена Домана «Математика с пелёнок». Меня совершенно не смущает слово «с пелёнок». Мне нравится эта методика и для меня не важно, что мои маленькие ученики уже давно вылезли из этих самых пелёнок.
Дальше я работаю над соотношением числа и цифры. Для этого я изготовила комплекты с цифрами от 1 до 9 для каждого ученика и маленькие фигурки различных животных для счёта.
Цифры я сделала в программе Microsoft Word в формате А4, распечатала на принтере и разрезала.Для этого этапа урока у меня есть в запасе ещё одна презентация «Учимся считать от 1 до 5. Сборник для малышей». Здесь сначала наглядно ввожу понятие «число», а уже потом «цифра». Все картинки на слайдах появляются по щелчку. Переход на следующий слайд тоже по щелчку. Качество презентации отличное. Вы можете забрать эту презентацию прямо с сайта.Скачать презентацию: Учимся считать от 1 до 5. Сборник для малышей.
На первом занятии я выдала блоком «Счет от 1 до 5», потому что мои ученики уже знакомы с цифрами. Здесь, на сайте «Началочка» вы можете посмотреть дополнительные материалы по этой теме в рубрике «Математика».Азбука. Звук [а] и буквы Аа.Для работы с азбукой я использую задания из следующих источников:Рабочая тетрадь «Обучение грамоте малышей»Букварь Н. С. ЖуковойСтраницу из прописи Олеси Жуковой с буквой А (см. на этой странице выше).
Я не расписываю своё занятие в детальных подробностях, потому что эта статья предназначена прежде всего для моих коллег — учителей начальных классов. А они-то знают, что и где говорить, какие задавать вопросы и т. п.5. Эстетическое воспитание.На первом занятии я использовала моё любимое «рисование пальчиками». Подробно об этом виде рисования можно прочитать всё на том же сайте «Тараторки». В боковом меню выбираем рубрику «Рисование» и дальше «рисование пальчиками».
На странице сайта можно скачать картинки для раскрашивания. На этом сайте у меня тоже есть детские картинки для раскрашивания, которые подойдут для рисования пальчиками. Смотрите здесь: http://nachalo4ka.ru/uznay-po-konturu/#more-254 (ссылка на скачивание под флеш-роликом).
Все этапы занятия прошли успешно. Более того, ребята не могли расстаться. Когда за детьми пришли их мамы, то им пришлось провести у меня ещё пару часов.[su_box title=’Совет’ style=’glass’ box_color=’#FFDB00′ radius=’5′]Следующее занятие я назначила на среду, 4 июня. Ход занятия № 2 и все последующие будут опубликованы на сайте. Если Вам интересна тема «Подготовка ребенка к школе» — ждите мою новую статью. Подписывайтесь на рассылку и будьте в курсе последних новостей моего сайта.[/su_box]
Программа дополнительного образования детей «Подготовка к школе» для детей от 6 до 7 лет — «Дошколёнок.ру»
На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создать условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки . Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.Актуальность и целесообразность создания данной образовательной программы.
Созданием данной образовательной послужил социальный запрос родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
- Отличие данной дополнительной образовательной программы от других программ.
- Образовательная программа «Подготовка к школе» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.
- Включение в программу игр по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах, также считаем отличительной чертой данной образовательной программы.
- Цель программы: Развитие познавательных способностей детей, интеллекта, творчества в решении поставленных задач, развитие речевой деятельности.
- Программа состоит из двух разделов.
- Первый раздел: развитие речи и обучение грамоте.
- Второй раздел: развитие математических представлений и логики
- Основные задачи при реализации данной программы:
- По первому разделу:
- Развитие речи и обучение грамоте :
- • развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.
- • обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.
- • развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других);
- • развитие фонематического анализа (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);
- • развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать;
- • подготовка руки к письму («печатание» букв, слов, предложений)
- По второму разделу:
- Развитие математических представлений и логики :
- • развитие математических представлений о числах и цифрах;
- • знакомство с математическими знаками;
- • развитие умение решать и составлять арифметические задачи;
- • развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;
- • подготовка руки к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм)
Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7 лет. Продолжительность реализации программы – восемь месяцев (период с октября месяца по май месяц включительно), что составляет 8 занятий в месяц по 30 минут каждое. Занятия проходят 2 раз в неделю.
- Форма занятий- совместная игровая-познавательная деятельность взросло и детей.
- Ожидаемые результаты после реализации программы.
- По первому разделу:
- — ребенок должен хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», « предложение»; знать порядок букв (алфавит);
- — различать гласные и согласные звуки;
- — правильно ставить ударение в знакомых словах;
- — свободно и осознанно читать простые слова
- — правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры;
- — уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;
- — проявлять интерес к родному языку.
- По второму разделу:
- — ребенок должен различать и называть цифры и другие математические знаки (сложения- вычитания, знаки больше-меньше, равно);
- — уметь составлять и решать арифметические задачи;
- — уметь решать логические задачи , обосновывать доказательство;
- — ориентироваться в тетради
- Организация учебно-воспитательного процесса:
- Основная форма организации работы -игровая, так как именно в игре развиваются творческие способности личности.
- При реализации данной образовательной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти); используется разнообразный дидактический материал (подвижная азбука ( наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами); фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный –гласный, синий- согласный, зеленый- согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы- прописи букв, цифр).
- Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы«Подготовка к школе» – открытое занятие для родителей.
- Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
№ п/п | Тема (раздел) | Основные задачи | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |||
Октябрь | Звуки и буквы (Развитие речи и обучение грамоте) |
|
Четыре занятия по 30 мин | 10 мин | 20 мин |
Числа-цифры (Развитие математических представлений и логики) |
|
Четыре занятия по 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
Ноябрь | Звуки и буквы (Развитие речи и обучение грамоте) |
|
Четыре занятия по 30 мин | 10 мин | 20 мин |
Числа-цифры (Развитие математических представлений и логики) |
|
Четыре занятия по 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
Декабрь | Звуки и буквы (Развитие речи и обучение грамоте) |
|
Четыре занятия по 30 мин | 10 мин | 20 мин |
Арифметические задачи (Развитие математических представлений и логики) |
|
Четыре занятия по 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
Январь | Звуки и буквы (Развитие речи и обучение грамоте) |
|
Четыре занятия по 30 мин | 10 мин | 20 мин |
Арифметические задачи (Развитие математических представлений и логики) |
|
Четыре занятия по 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
Февраль | Звуки и буквы (Развитие речи и обучение грамоте) |
|
Четыре занятия по 30 мин | 10 мин | 20 мин |
Арифметические задачи (Развитие математических представлений и логики) |
|
Четыре занятия по 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
Март | Звуки и буквы (Развитие речи и обучение грамоте) |
|
Четыре занятия по 30 мин | 10 мин | 20 мин |
Арифметические задачи (Развитие математических представлений и логики) |
|
Четыре занятия по 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
Апрель | Звуки и буквы (Развитие речи и обучение грамоте) |
|
Четыре занятия по 30 мин | 10 мин | 20 мин |
Логические задачи (Развитие математических представлений и логики) |
|
Четыре занятия по 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
Май | Звуки и буквы (Развитие речи и обучение грамоте) |
|
Четыре занятия по 30 мин | 10 мин | 20 мин |
Логические задачи (Развитие математических представлений и логики) |
|
Четыре занятия по 30 мин | 10 мин | 20 мин |
Содержание программы.
Мес. | Название темы | Цели | Краткое описание темы |
Октябрь | Звуки и буквы | Первого раздела: освоение грамотой |
|
Числа-цифры | Второго раздела: развитие математических представлений | Цифры от 0 до 5; математические знаки +, -,= | |
Ноябрь | Звуки и буквы | Первого раздела: освоение грамотой | Звук Ш, буква Ш Сопоставление С и Ш Согласный Л (Л*) ,буква Л |
Числа-цифры | Второго раздела: развитие математических представлений | Цифры от 5 до 10 математические знаки , |
Программа подготовки детей к школе ‘Дошколёнок’
Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
- Цель данной программы:
- Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе
- Основные задачи программы:
- организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
- укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
- формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое, наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир.
Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Концепция программы подготовки будущих первоклассников основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.
Порядок организации работы школы будущих первоклассников группы формируются из детей дошкольного возраста;
- продолжительность обучения составляет (октябрь — март)
- наполняемость групп до 20 человек;
- режим занятий: 1 раз в неделю – 3 занятия по 30 минут
- Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
- «Занимательная математика».
- На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:
- Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;
- Логическая подготовка, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;
- Символическая подготовка – подготовка к оперированию знаками.
- «Основы грамоты».
Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.«Умелые ручки».
Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников.
Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал (клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.[su_box title=’Обратите внимание’ style=’glass’ box_color=’#4573D5′ radius=’5′]Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.[/su_box]Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.
Цели занятий:
- Развитие слухового и зрительного восприятия.
- Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности.
- Развитие слуховой и зрительной памяти.
- Развитие мышления и речи.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Совершенствование коммуникативных навыков.
- Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
- Совершенствование навыков монологической речи.
- Совершенствование навыков диалогической речи.
- Развитие мимики и пантомимики.
- Развитие фантазии и воображения.
- Развитие способностей к глубокому образному мышлению.
- Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей.
- Развитие творческих способностей.
- Формирование эмоционально-волевой сферы.
- Формирование этических представлений.
- Повышение уверенности в себе.
- Научить принимать решения.
Учебный план курса «Дошколенок»
Направление | Количество часов в неделю | Всего часов |
«Занимательная математика» | 3 | 24 |
«Основы грамоты» | 3 | 24 |
«Умелые ручки» | 3 | 24 |
Календарно – тематическое планирование занятий «Занимательная математика»
№ пп | Тема занятий | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения |
1 | Свойства предметов. Сравнение. | 12.10.17 | |
2 | Понятия: равные, одинаковые. Понятия: длинный – короткий. На, над, под, справа, слева. |