Болезни

Эстетическое физическое и развитие ребенка от 2 до 3 лет

Беспомощное детство осталось далеко позади. Ваш малыш стал самостоятельным маленьким членом семьи, и теперь ему необходимо общение со своими сверстниками.

Обмен интересами, опытом, информацией о домашних делах и о новой серии мультфильма, совместные игры по интересам – всё это жизненно необходимо ребёнку для формирования социальных навыков. В 2 года ребёнка можно спокойно определять в детские учреждения.Развитие ребенка от 2 до 3 летраннего развития, кружки ведут набор детей от 2-3 лет с целью их интеллектуального, эстетического и физического развития.

В обществе ребёнок осознаёт необходимость участия, взаимопонимания. Учится делиться с другими своими игрушками, а затем и эмоциями, находит приятных для общения партнёров и узнаёт, что такое дружба.

Конечно, полной самостоятельностью дети в этот период ещё не обладают, поэтому за их общением должны наблюдать воспитатели или же сами родители. Показывая детям, как правильно попросить игрушку, как правильно делиться, как сделать так, чтобы игра не превратилась в драку.

Подсказывать нужные слова и примирять эмоциональных деток взрослые должны при любой заминке в общении.

В чем заключается самостоятельность двухлетнего ребёнка?

Если вы относитесь к тем родителям, кто считает, что развитие ребёнка в 2 года не позволяет ему быть самостоятельным в быту, то вы ошибаетесь. Не стоит делать всё за ребёнка, особенно в этот период.

Ваш малыш познаёт мир и с каждым днём открывает для себя удивительные вещи. Сейчас ему самому нравится делать то, что делают взрослые: одеваться, кушать, ставить посуду у раковины или даже пытаться её помыть, брать тряпку и протирать полы, собирать игрушки.

Не отнимайте у малыша такую возможность – никаких отговорок по поводу вашего свободного времени и быстрой чистоты в доме и быть не может. Предоставьте ребёнку свободу и возможность развиваться.Развитие ребенка от 2 до 3 летВы обязаны запастись терпением и спокойно ждать, пока ребёнок сам оденет рубашку и натянет обувь перед прогулкой, когда закончит свою «трапезу», когда совершит умывание по утрам.

Если перед походом куда-либо у вас не хватает времени на ожидание, то предусмотрите это заранее, просчитав, сколько времени нужно, чтобы ваш малыш подготовился к выходу сам. Чем раньше вы позволите ему самостоятельно выполнять элементарные бытовые действия, тем быстрее он научится делать свои задачи на автомате.

Если же захотите выполнять всю работу самостоятельно, то потом не жалуйтесь, что вырастили лентяя и неряху, который ни в чем вам не помогает.

Кроме свободы трудовой деятельности, ребёнок должен получать похвалу за свои старания. Пусть сегодня развитие не позволяет ему выполнять задачи четко и быстро, но необходимо замечать его усилия и поощрять во всем, чтобы у него не пропал интерес к действиям.

Эстетическое развитие двухлетнего ребёнка

Когда ваш малыш сидел в животе, вы слушали музыку, смотрели добрые фильмы, разговаривали с ним вслух, чтобы маленький крошка внутри вас понимал, что его любят. Продолжайте любить своего ребёнка и сейчас.

Дарите ему каждый день новое: ставьте красивую музыку, читайте сказки по ролям с интонацией, делитесь с ним радостными новостями Развитие ребенка от 2 до 3 лети показывайте своё недовольство по отношению к неряшливости, грубости, бескультурию.

Ребёнок ещё долгое время будет копировать своих родителей, ведь для него вы любимые, идеальные, единственные. Его развитие пойдет намного гармоничнее, если он будет чувствовать себя в комфортной безопасности рядом с мамой и папой. Начинайте выполнять с ребёнком художественные поделки.

Наконец, и вы вернётесь в детство, ощутив радость творчества, и вашему малышу будет приятно сделать что-то своими руками вместе со взрослыми. Можете вовлечь в игру всех членов семьи и создать семейный коллаж. Можно всем вместе сходить в театр на детское представление, а после обсудить увиденное.

Почаще спрашивайте у ребёнка, что ему нравится, что запомнилось за день.

Ребёнок и понятие нравственности

К сожалению, ребёнка невозможно держать в семейном комфорте постоянно. Да и редко сейчас встретишь родителей, которые не боятся перестараться.

Не правда ли, вы слышали такие фразы: «Я не хочу, чтоб мой сын вырос ботаном – пусть дерётся, так положено мальчишкам», «У меня не тепличное растение, а дочь, и если все пошли играть в футбол, она не должна оставаться на месте и быть белой вороной – пусть тоже идёт». Такие выводы и правильны, и неверны одновременно. Здесь взгляды на жизнь идут непосредственно от родителей.

Если во дворе играют три ребёнка, выросшие вместе, и их Развитие ребенка от 2 до 3 летродители дружат между собой, вряд ли у них возникнут мысли жестоко подраться, разбить окно камнем, обидеть беззащитное животное. Но стоит к ним присоединиться ребёнку из соседнего двора, как идей для «развлечений» становится гораздо больше, и время от времени происходят столкновения интересов, доходящие до конфликтов.

В такие моменты задумываешь о тонкостях воспитания, тяжелой родительской ответственности и терпении.

Вы по-прежнему не хотите вырастить трудного подростка, но и будете весьма огорчены, если ваш ребёнок не сможет постоять за себя в обществе.

В таких случаях необходимо посетить специалиста по семейным отношениям и воспитанию детей. Он выслушает ситуацию и направит ваше отношение к ребёнку в нужное русло, подкорректировав нравственное развитие малыша.

В семье в любом случае должно присутствовать терпение и понимание. Нужно пробовать ставить себя на место ребёнка, понимать его отношение к жизни, постараться не искать защиту во взрослых и научить малыша решать конфликты мирным путём, не впутываясь в плохие дела только затем, чтобы не оставаться в стороне.

Воспитав ребёнка в два года правильно, вы оберегаете его от плохих компаний и в будущем. Если сейчас он не пошёл привязывать кота за хвост к подъезду, потому, что знает, что это плохо, то через 10 лет он не возьмет из пачки первую сигарету только потому, что друзья взяли его «на слабо».

Он сможет грамотно и серьёзно Развитие ребенка от 2 до 3 летответить за свой выбор и, возможно, поменять чьё-то мнение о таких действиях.

Что касается взаимоотношений «ты мне, а я тебе», то ребёнку просто необходимо знать, что такое делиться. Если вы все делите пополам с ребёнком, а остальные родители вас осуждают, ведь детям обычно отдают всё самое лучшее, то знайте: вы правы, а они все – нет.

В ваших поступках заложено правильное развитие семейных отношений. В семье всё делят друг с другом. Ещё немного, и ваш малыш превратится в молодого парня или юную девушку, и, возможно, в семье появится ещё один малыш.

Деление поровну заведомо убирает ревность, жадность и зависть из личностных качеств вашего ребёнка. Малыш понимает слово «поровну» как «всем достанется всё».

И при появлении на свет брата или сестры искренне любит нового маленького человека, понимает эмоции родителей и радуется вместе с ними, а не думает о том, что все внимание, принадлежавшее ему ранее, теперь достанется другому любимцу.

Совместные игры с ребёнком в 2 года

В 2 года ребёнок вполне способен играть самостоятельно, однако его игры, даже самые любимые, основаны на повторении по памяти. Проходит 30 минут или час, и малышу надоедает уединение, он начинает искать себе новое занятие, разрушая порядок вашего дома.

Что делать? Займитесь с ребёнком совместными играми. Если вам действительно некогда, превратите в игру свои дела.

Если вы готовите ужин, посадите малыша рядом и дайте какой-то продукт, выдайте безопасные предметы вроде пластикового масляного ножа, Развитие ребенка от 2 до 3 летчайной ложки, баночки.  В 2 года развитие ребёнка позволяет ему намазать масло на хлеб, пересыпать соль из одной баночки в другую, убрать лишние черные зёрна из гречи, помесить небольшой кусок теста, скатать колобки.

Детей, достигших двух лет, забавляют логические игры. В 2-3 года можно научить ребёнка складывать домино, ходить с помощью кидания кубиков по игровому полю, выполнять несложные задания в «фантах».

Для детей от 2 до 3 лет есть специальные крупные мозаики, развивающие и логику, и фантазию. Вы можете вместе попробовать создать свою картину, ну или купить готовый пазл побольше, чтобы увлечь собиранием всю семью.

Детские игрушки для детей от 2 до 3 лет

Кажется, что с игрушками для детей от 2 лет сегодня проблем не существует. Однако, как ни странно, необходимо очень серьёзно отнестись к выбору игрушек для своего малыша. Детей можно баловать и заваливать любыми бесполезными вещами. Но ведь мы хотим, воспитывая, развивать наших детей в эстетическом плане, учить их логике и доброте.

Конечно, не стоит ограждать своих детей от современного Развитие ребенка от 2 до 3 летмира и не давать в руки знаменитых кукол «Монстерс» или черепашек-ниндзя,только потому, что ваше поколение считает подобные игрушки безобразными. Другие-то дети будут играть в них, вызывая чувство обиды и зависти у вашего малыша. Но подобные вещи можно обратить в свою пользу. Выбирайте для ребенка интересные, реалистичные и по-доброму выглядящие игрушки, лучше не воинственные, чтобы не воспитывать в нем жестокость.

Кроме того, есть игрушки логические, совершенствующие развитие детей. Кубики, пирамиды, детские планшеты и ноутбуки, выдающие новые слова, звуки и простые фразы для обучения детей. Обязательно в доме должны быть музыкальные инструменты для эстетического развития детей и строительные игрушки для развития мышления.

Любознательность детей от 2 до 3 лет жизни

С 2 до 3 лет у детей начинается развитие абстрактного мышления. Ребёнку нужно обо всем знать и представлять, как устроен мир. «Почему растёт трава? Почему цветы пахнут? Как появилась бабочка? Почему диван, а не давин? Почему ночью темно, а днём светло? Почему рыба не может жить без воды?».

Вам не обязательно знать все ответы на такие вопросы. Но есть отличная Развитие ребенка от 2 до 3 летвозможность научить малыша самостоятельно искать  информацию, которая его интересует.

Приобретите для него красочные познавательные книги, скачайте познавательные мультфильмы или программы для детей, рассчитанные на 30-40 минут. После самостоятельного обучения поговорите с ребёнком, узнайте, что ему запомнилось, что понравилось, понял ли он ответ на свой вопрос.

Так вы убьёте двух зайцев: освободите своё время и дадите ребёнку возможность познавать мир интересным и удобным способом.

А сам ребёнок не будет ощущать себя брошенным около телевизора, ведь после получения знаний он будет беседовать с родителями и, возможно, расскажет им что-то новое, так, как он это понял.

Читайте также:  Ребёнок много и часто чихает: причины нарушения, возможные осложнения, лекарственные препараты и народные методы лечения

Физкультура для детей от 2 до 3 лет

В спортивные секции детей набирают с 4 лет. Сейчас вашему ребёнку идёт третий год. Вы думаете, что ещё рано начинать заниматься физкультурой? Обязательно делайте каждый день по несколько упражнений для общего развития и укрепления мышц малыша. Сделайте ещё один шаг навстречу здоровью и введите 5-7 минут ежедневных занятий с ребёнком. Превратите детскую зарядку в весёлую игру.

Можно разминаться под Развитие ребенка от 2 до 3 летпесенку Красной Шапочки «В Африке горы вот такой вышины», можно попробовать повторить танец, увиденный в телевизоре, и обязательно завершить процесс приседаниями и наклонами влево и вправо.

Спортивные игры тоже много значат для ребёнка. Сейчас для него это всего лишь весёлая забава в компании со взрослыми, но в будущем эти навыки помогут ему дружить со спортом.

Для развития физической подготовки малыша кидайте снежки в цель, летом перекидывайте друг другу мяч и выполняйте с ним несложные упражнения, например «десятки-девятки», научите детей прыгать на скакалке и играть в «классики».

Что необходимо ребёнку в период от 2 до 3 лет?

Ребёнок в период от двух до трёх лет нуждается в родительской поддержке и в направлении его эмоций в нужное русло.

Поддержка родителей не должна превратиться в навязчивую опеку – ребенку необходима иллюзия свободы: вот он один в песочнице, вот он сам знакомится с новыми друзьями, сам ест, сам раздевается и одевается, ложится спать.

Детей нужно хвалить и поощрять их порывы к самостоятельности, но нужно и разговаривать о неправильных поступках. Прочитайте вместе детскую классику «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мойдодыр», «Чудеса в решете».

Развитие двухлетних детей очень стремительное и требует много энергии. Подумайте о витаминных комплексах для своего ребёнка. Особенно витамины важны для тех, кто уже ходит в школу раннего развития или собирается посещать спортивные секции.[su_box title=’Обратите внимание’ style=’glass’ box_color=’#4573D5′ radius=’5′]С двух до трёх лет ваш малыш уже должен понятно высказывать свои желания, самостоятельно ходить на горшок или проситься в туалет, знать, что такое тарелка, кружка, блюдце. Он должен уметь соорудить себе элементарный бутерброд, если перед ним лежат нарезанные продукты.[/su_box]В этот период ребёнок тянется к общению, заучивает лёгкие стихи, пытается узнавать буквы в книжках. У вас впереди столько интересного и нового! Но дети вырастают быстро – не упускайте шанс побыть для своего маленького ребёнка супергероем ещё какое-то время.

Развивающие игры и занятия для детей 2 — 3 лет (план — конспект). Первое полугодие

1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков

Что нового в этом возрасте:Развитие ребенка от 2 до 3 лет Развитие ребенка от 2 до 3 лет Развитие ребенка от 2 до 3 лет

  • Отыскиваем предметы в мешке на ощупь;

Развитие ребенка от 2 до 3 летПример подходящей для этого игрушки — цилиндрики (Лабиринт, My-shop, KoroBoom)Развитие ребенка от 2 до 3 лет

  • Играем с орехами (запоминаем их названия, сортируем по видам, достаем из мешка на ощупь);

Развитие ребенка от 2 до 3 летПример детского пинцета и других полезных инструментов для развития моторикиРазвитие ребенка от 2 до 3 лет

  • Играем с сенсорными коробками;

Развитие ребенка от 2 до 3 лет

  • Играем со стучалкой (с гвоздиками);

Пример стучалки: Ozon, My-shop, Babadu

  • Собираем матрешку, совмещая рисунок на ее частях;

Пример матрешки: Лабиринт, My-shop, Дочки сыночки

  • Собираем пазлы из 4-20 частей;

Пример пазла: Ozon, Лабиринт, My-shop

  • Находим недостающие фрагменты на самодельном пазле;
  • Делаем упражнения для пальчиков с пальчиковыми игрушками;

Пример пальчиковых игрушек: Ozon, My-shop, KoroBoom

  • Подбираем болты и гайки по размерам, прикручиваем;
  • Подбираем ключики к замочкам;
  • Выкладываем макароны/пуговицы по линиям;
  • Пример пипетки
  • Пример тетрадей для вырезания — Kumon: Лабиринт, My-shop, Ozon
  • Вот здесь можно найти подборку конструкторов для детей от 2 лет; а здесь — варианты первых построек из кубиков.
  • Конструируем из счетных палочек;
  • Играем со шнуровкой-планшетиком;

Пример шнуровки: Ozon, KoroBoom, My-shop

  • Играем с кинетическим песком;

Пример кинетического песка (Ozon, My-shop)Уже знакомые игры:

  • Строим дорожки из домино;
  • Переливаем воду из одной миски в другую при помощи губки;
  • Составляем картинку на кубиках-пазлах;

Пробуем варианты из 4 кубиков: Ozon, Лабиринт, My-shopи из 9 кубиков: Ozon, Лабиринт, My-shop

  • Играем с двух-трехслойными рамками-вкладышами;

Пример трехслойного и двухслойного пазлов

  • Играем в рыбалку с колечками от пирамидки;
  • Подбираем крышки к баночкам;
  • Играем с рамками-вкладышами без фоновых картинок;

Примеры рамок: Лабиринт, My-shop, KoroBoom

  • Играем в магнитную рыбалку;
  1. Примеры рыбалок: Ozon, KoroBoom, My-shop
  2. Примеры первых мозаик: Ozon, Лабиринт, My-shop
  • Учимся открывать закрывать замочки, щеколды и т.п.;

Пример доски с замочками (My-shop, KoroBoom) или бизиборда

  • Разливаем воду из чайничка по стаканчикам;
  • Просеиваем крупу через ситечко;
  • Пример набора овощей (Ozon, My-shop, Лабиринт)
  • Одеваем кукол, накладывая одежду;

Примеры наборов для одевания кукол (Ozon, My-shop)

  • Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;
  1. Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)
  2. Примеры полезных в этом деле игрушек:
  3. Развивающий коврик своими руками
  4. Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)
  5. Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)

2. Лепка

  • Развивающие игры с тестом;
  • Лепка из пластилина. Идеи простых поделок: часть 1, часть 2.

3. Рисование

4. Аппликация

5. Настольные игры

Подборку настольных игр, подходящих для двухлеток, можно найти здесь:НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ (ОТ 2 ЛЕТ)

6. Развитие речи

  • Разучиваем пальчиковые и жестовые игры;

Например:Игра «Повторялки». Взрослый произносит слова громко, тихо или шепотом. Ребенок повторяет с соответствующей степенью громкости.Игра «Для чего это нужно». Взрослый спрашивает зачем нужен тот или иной предмет (стол, стул, шкаф, кровать). Ребенок отвечает.Игра «Неправильная сказка». Взрослый рассказывает какую-нибудь хорошо знакомую сказку (колобок, например) с ошибками. Ребенок исправляет   и др.

7.Чтение книг

Подборки книг для чтения детям 2 лет можно найти здесь:

8. Первые уроки

  • Учимся считать — играем в первые математические игры;
  • Изучаем геометрические фигуры;
  • Играем со словами и буквами;
  • Учим, кто в каком домике живет (белка — в дупле, собака — в будке, мышка — в норке и т.п.);
  • Учим, кто что кушает (обезьяна — бананы, заяц — морковку, мышка — сыр и т.п.)
  • Знакомимся с временами года;
  • Учимся классифицировать предметы на группы (одежда, посуда, транспорт, мебель и т.п.), находить лишнее в группе предметов;
  • Запоминаем названия пальчиков;
  • Просматриваем карточки Домана (изучаем по ним простые факты) или другой дидактический материал, расширяющий кругозор малыша;

9. Логические игры

Например:

  • Играем с логическими блоками Дьенеша;
  • Выкладываем простые закономерности;
  • Собираем простые узоры из кубиков Никитина «Сложи узор»
  •            и др.
  • Больше логических игр можно найти в статье «Логические игры для детей 2-3 лет»

10. Сюжетно-ролевые игры

Идеи для простых сюжетных игр можно найти здесь и здесь. Примерно с 2 лет ребенку становится интересно не только наблюдать за сценками, которые вы ему показываете, но и самому в них участвовать. Поэтому предлагайте ребенку брать на себя какую-то роль во время игры. Разыгрывайте простые сказки (репка, колобок, курочка ряба и т.п.).

11. Музыкальные занятия

  • Слушаем классическую музыку;
  • Играем в простые подвижные музыкальные игры;

12.Двигательная активность

  • Ходим по массажному коврику (Озон, My-shop);
  • Учимся ходить по линии или по следам, наклеенным на полу скотчем;
  • Учимся подпрыгивать вверх, стараясь коснуться предмета, находящегося чуть выше вытянутых рук;
  • Учимся перепрыгивать через веревочку или препятствие шириной 10-20 см.
  • Учимся стоять на одной ноге;
  • Учимся ходить на носочках;
  • Бросаем небольшие мячики или камушки одной рукой вдаль, бросаем мяч двумя руками из-за головы;
  • Бросаем мячики в горизонтальную цель (например, корзину, стоящую на полу);
  • Привыкаем делать зарядку по утрам;
  • Учимся действовать по сигналу. В этом пригодятся, например, такие двигательные игры:

Игра «Светофор». Взрослый говорит «Зеленый» (или показывает зеленую карточку) — ребенок идет или изображает, что едет на машине. Взрослый говорит «Красный» (показывает красную карточку) — ребенок стоит.Игра «Самолеты». По команде заводим моторы (вращаем руки перед грудью, говорим «р-р-р»), взлетаем (руки в стороны), идем на посадку (медленно останавливаемся, опускаем руки).Игра «День-ночь». Когда взрослый говорит «день», ребенок бегает, когда «ночь» — замирает, «спит».

13.Развитие навыков самообслуживания

  • учимся регулярно мыть руки перед едой;
  • учимся класть вещи по своим местам после игры;
  • учимся вытирать за собой стол и убирать рабочее место после творческих занятий;
  • учимся раздеваться и одеваться;
  • учимся чистить зубы, пользоваться расческой, носовым платком.

Мы растем! Все о развитии ребенка от 2 до 3 лет

Было бы ошибкой считать, что 3-й год — более легкий период в развитии и воспитании ребенка, потому что кроха повзрослел, а, следовательно, родителям намного легче с ним «договориться».

Это, конечно, так, но при условии, что взрослые знают особенности этого удивительного периода — периода высоких достижений и уникальной строптивости, непослушания. В этом периоде начинается формирование личности. Малышу необходимо, чтобы с ним считались как «с равным».

В нем зарождается потребность реализации своего «Я» в практической самостоятельности. Зарождаются чувства самолюбия, гордости за удачно выполненное поручение, желание показать себя достойным и умелым в глазах взрослого.

Кажется, что такие потребности должны быть у взрослого человека, но ведь речь идет о малыше?! В том-то и дело, что эти высокие потребности делают человека человеком, и, конечно, возникновение их и реализация на З-м году имеет свои неповторимые особенности.

Родителям необходимо знать о них и тщательно подготовиться к радостям и возможным огорчениям третьего года жизни их малютки. В педагогике этот год жизни считается переходным этапом в развитии ребенка — к концу третьего года малыш становится младшим дошкольником.Однако в начале этого периода у него еще присутствуют все черты раннего детского возраста. Необходимо заметить, что такими беспомощными и несамостоятельными дети могут оставаться и в три, и в четыре года, если взрослые вовремя не реализуют все возможности развития и воспитания. «Что же делать?» — спросят озадаченные родители.

Конечно, нельзя лишать ребенка посильной самостоятельности, делать вce за него, подчеркивать каждый раз, что он еще очень мал, что у него все не так получается, сужать круг его общения со взрослыми и сверстниками; нужно внимательно относиться к его познавательным интересам и пояснять все, что разворачивается перед его взором в окружающем мире и формирует его эмоции, постепенно переводить чувственный опыт в речь.

Психологический портрет ребенка 3-го года

Чем же третий год жизни знаменателен? В это время происходит существенный перелом в отношениях с окружающими, обусловленный ростом активной деятельности малыша, имеющего собственные желания и намерения, которые могут не совпадать с намерениями взрослого.

Читайте также:  Когда лучше проколоть уши ребёнку и как правильно за ними ухаживать после процедуры?

Очень многое зависит от того, какой эмоциональный опыт ребенок приобрел на 2-м году жизни, когда предметный мир выступал для малыша как солнечный свет, а взрослый — как само солнце. Малыш привязан к маме (отцу, бабушке и т.д.) и воспринимает этого человека как образец поведения и отношения к окружающему.

Вместе с тем и собственные возможности, и достижения должны быть продемонстрированы взрослому, без одобрения которого они не представляют для ребенка особой значимости.[su_box title=’Важно’ style=’glass’ box_color=’#F63E62′ radius=’5′]Значит, родителям необходимо научиться общению с малышом на новом уровне взаимоотношений: оставаясь высоким примером для малютки, деликатно относиться к формированию его чувства собственного достоинства, признавать зa ребенком право выбора, проявления интересов к тому или иному занятию.[/su_box]Иными словами, нужно научиться ладить с ребенком, в каких-то случаях «идти за малышом», давая как можно больше возможностей для самовыражения его активности и индивидуальности, постепенно поворачивая интерес крохи в полезное, с вашей точки зрения, русло. Так вам удастся избежать кризисной ситуации, характерной для детей 3-го года.

По крайней мере, можно значительно смягчить возникающий кризис общения взрослых с ребенком. В ходе предметной деятельности, игры, а затем и в зарождающихся новых видах деятельности (рисование, лепка, конструирование, пение и танец и др.) происходит дальнейшее развитие психических процессов восприятия, памяти, речи, мышления, формируются новые потребности и интересы.

В третий год жизни происходит особенно активное овладение социокультурными ценностями непреходящей значимости: культурой человеческого мышления, общения, развитой речью.[su_quote]Именно в этот период жизни огромное значение приобретает удовлетворение потребностей ребенка в познании, овладении чисто человеческими видами деятельности: бытовой, игровой, трудовой (элементы самообслуживания), художественной, развитие интеллекта и способностей ребенка. И этому есть свое объяснение.[/su_quote]Отечественные и зарубежные ученые пришли к выводу, что третий год жизни ребенка особенно благоприятен для paзвивающей педагогики. Поэтому, если вы хотите приобщить ребенка к математике, музыке, пению, живописи, не упускайте времени сейчас, не забывайте, что основы будущих способностей закладываются в этот возрастной период.

Новым можно считать интенсивное развитие воображения, особенно во второй половине года (от 2,5 — 3 лет). Это значит, что ребенок может действовать в воображаемой ситуации. Например, выполняя просьбу взрослого, может показать, как мышка тихо-тихо бегает на лапках (встает на цыпочки), как, переваливаясь с лапы на лапу, идет мишка-медведь, как зайчик скачет и шевелит ушками и т.п. С развитием воображения и памяти появляются продуктивные виды деятельности: рисование (продукт — рисунок), лепка (продукт — поделка), конструирование (продукт — постройка), игра (ролевое поведение) и др. Следует обратить особое внимание родителей на то, что продуктивные виды детской деятельности должны быть начаты именно на третьем году жизни ребенка. Эти виды способствуют развитию отражательной способности мозга, а, следовательно, имеют прямое отношение к развитию умственной активности, формированию интеллекта.

Развитие речи

На третьем году жизни внимание малыша все еще очень неустойчиво, особенно в начале года, когда малыш еще обнаруживает черты двухлетнего ребенка. И все же он способен сосредоточиться на деятельности, которая для него интересна, неотрывно в течение 12-15 минут. Значительно совершенствуется память.

Ребенок помнит не только то, что было в недавнем прошлом (несколько часов назад), но и (к концу третьего года) может рассказать, например, о том, как «ходил с мамой и папой в зоосад (в гости, в парк, в цирк и т.п.)». Это значит, что на протяжении третьего года совершенствуются процессы запоминания, а с развитием речи воспоминания могут быть вызваны уже с помощью слова.

В этой связи следует заметить, что на третьем году интенсивно нарастает активный словарь, а к трем годам в речи ребенка может присутствовать 1200-1500 слов и более. Появляется более сложная функция — умение строить фразу из 3-4 слов. Формируется грамматический строй речи. В 3 года, помимо простых предложений, ребенок также употребляет и сложные.[su_box title=’Совет’ style=’glass’ box_color=’#FFDB00′ radius=’5′]Ему доступно понимание не только смысла отдельных высказываний взрослого, относящихся непосредственно к воспринимаемому событию, но и содержание коротких рассказов о том, что не находится в данный момент в его поле зрения. В этом возрасте ребенок очень «чувствителен» к поступкам (действиям) окружающих. Он пытливо вслушивается в диалог взрослых, переводя взгляд с одного на другого.[/su_box]Ему интересны их рассуждения. Ребенок не только следит за разговором родителей, но и пытается менять ход их мыслей и умозаключения. Что происходит? Малыш как бы постигает (на своем уровне) логику поступков и действий взрослых, можно сказать, «учится жить». Вот, почему в присутствии ребенка 2-3 лет не должны происходить семейные конфликты.

Он не должен стать свидетелем бурных сцен и неблаговидных поступков взрослых. Родители для малыша — высший образец для подражания по-прежнему, как и раньше, и даже больше, потому что теперь ребенок имеет хоть и не большой, но уже достаточный социальный опыт.

Именно поэтому, в отличие от более ранних периодов детства, когда безотказно действовал метод отвлечения в нежелательных ситуациях, теперь вы должны все чаще использовать метод убеждения. Ведь ребенок, если воспитание построено правильно, откликается на ваши «уговоры», становится управляемым со слова взрослого.

«Кризис» трехлетнего возраста

Малыш по-прежнему эмоционален, чувствителен к похвале и порицанию взрослого, он очень привязан к близким, но проявляет интерес и к посторонним, если они вызывают у него симпатию. У ребенка возникает потребность в общении со сверстниками.

И это не случайно, потому что сюжетно-ролевая игра требует участия партнера, малышу нужно взаимодействовать с детьми своего возраста. Сюжетная игра в первой половине третьего года более развернута по содержанию, но, отображая действия близких людей (мамы, бабушки, отца), малыш пока не берет на себя роли.

Во второй половине года он уже с увлечением участвует в ролевых играх: начинает отражать в своей игре жизненный опыт, выполняя в условном игровом плане действия взрослых, и может брать на себя определенную роль — мамы, доктора и др. Кажется, все в воспитании хорошо продумано и поэтому просто.«А как же кризис в поведении ребенка 3-х лет?», — спросят нас озадаченные родители. — «Разве можно его избежать?» Растить малютку и ожидать неизбежного кризиса, скажем прямо, занятие не благодатное ни для ребенка, ни для его родителей.

Что же такое «кризис» с точки зрения педагога? И действительно ли он возможен и так неизбежен? «Кризис» в любом детском возрасте возникает тогда, когда взрослые не могут и, стало быть, не умеют осуществить своевременный переход к новому типу отношений с ребенком.

Они не обеспечивают смену одного ведущего вида деятельности другим — более прогрессивным и адекватным (соответствующим) его возросшим потребностям. Например, в 6 месяцев малыш научился брать в руки предметы из любых положений.

Если раньше эмоциональное общение с мамой было ведущей линией развития, то теперь малышу стал «тесен» мир его кроватки, манежа и ему недостаточно только ласки мамы, он «требует» от нее «деловой» формы общения. Ребенку стало необходимо ее соучастие в действиях с игрушками.[su_box title=’Обратите внимание’ style=’glass’ box_color=’#4573D5′ radius=’5′]Boвремя перевести малыша с эмоционального на «деловое» общение — необходимое условие его дальнейшего развития. Возникающий кризис — сигнал взрослому: что-то не так в их общении.[/su_box]Так в чем же заключается «кризис» ребенка 3-х лет? Какие потребности малыша могут не находить удовлетворения в отношениях со взрослым? Начинается новая эпоха в его жизни: дитя может понимать, как отмечалось выше, свое личное «Я», он уже прекрасно «отделяет» себя от мамы и требует, чтобы его самостоятельность замечали взрослые. Это — период формирования не только основных черт характера, но и начала личности. Отсутствие удовлетворения стимула «Я сам!» является первой причиной возникновения детского негативизма в отношениях со взрослыми. Это свидетельствует лишь о неправильной линии воспитания, которое не учитывает важнейшего стимула ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию. И, наконец, самое главное: такой кризис вовсе не обязателен, он пройдет настолько гладко, что может быть не замечен, если взрослые правильно реализуют все задачи на этом возрастном этапе.

Важные советы

Так что же необходимо принять родителям во внимание, чтобы обеспечить ребенку психофизическое благополучие на третьем году его жизни?

  • С начала 3-го года предоставьте ребенку посильную самостоятельность во всем, что ребенок может выполнять без лишней опеки взрослого.
  • Относитесь к самостоятельным действиям ребенка с полной серьезностью.
  • Проявляйте терпение к становлению какого-либо навыка или умения (давать время на его отработку).
  • Не допускайте негативных высказываний в адрес ребенка, стремящегося самостоятельно, пусть неумело, выполнить то или иное действие.
  • Доверяйте ребенку, выражайте уверенность в том, что малыш справится с заданием и у него все получится.
  • В процессе выполнения какого-либо действия поддерживайте и почаще хвалите ребенка.
  • Дайте почувствовать малышу, что результат его действий вам не безразличен. Если малыш выполнил стоящую перед ним задачу, необходимо это отметить, выразить радость; если у ребенка что-либо не получается, попытайтесь облегчить условия выполнения, помочь, если ребенку трудно, но добиться, чтобы он хотя бы частично выполнил что-то сам.
  • Формируйте у малыша установку на преодоление трудностей, стремитесь приводить действия ребенка к положительному результату.
  • По возможности исключайте из практики ситуации, в которых ребенок заранее выступает в роли неудачника.
  • Старайтесь не завышать и не занижать самостоятельные возможности ребенка.
  • Не хвалите ребенка по незаслуженному поводу. Похвала должна быть адекватна результату действия.
  • Дайте положительную установку на будущее, даже если ребенку что-то не удалось (например, завтра все получится).
  • Продолжайте формировать интерес к играм, занятиям, показам, драматизациям, в которых ребенок получал бы образцы положительного поведения.
  • Не давайте слишком легких заданий, поручений, не требующих волевого усилия: ведите ребёнка через преодоление посильных трудностей к положительному результату.
  • Активизируйте малыша, побуждая к творчеству и самостоятельному применению имеющихся у ребенка навыков, знаний.
  • Формируйте у ребенка особый интерес к человеку (людям), их деятельности и действиям, миру человеческих отношений.
  • Не предваряйте действия малыша внезапным вторжением в его дела, прерывая его игру (занятие) назойливым указаниями.
  • Относитесь к ребенку как формирующейся личности!
Читайте также:  Лютенил: инструкция по применению, цена и отзывы

Методическая разработка по теме: Развитие ребенка от 2 до 3 лет. | Социальная сеть работников образования

О возрасте… Наверное, Вы уже обнаружили, что Ваш малыш — вполне самостоятельный человечек. Человечек, умеющий думать, переживать, любить, видеть прекрасное, ощущать радость познания, созидания и творчества. Конечно же, эти умения приходят к малышу не сразу.

В каждом периоде своего развития ребенок эти новые высоты осваивает постепенно, шаг за шагом. Но именно этот возраст – с 2 до 3 лет – по праву считается психологами переходным.

Потому что, в детях все еще замечаются некоторые черты раннего возраста, и при этом они стоят уже у рубежей к переходу в младший дошкольный возраст (с 3 лет).

    Поэтому, наравне с вышеперечисленными положительными качествами Вашего крохи, Вы столкнетесь с его непослушанием, упрямством, строптивостью. Он хочет быть равным Вам, на практике быть самостоятельным, хочет иметь свой выбор.

Малыш все чаще испытывает чувство радости и гордости за удачно выполненное задание, ему необходимо чувствовать себя достойным и умелым в Ваших глазах.

Реализуя эти потребности своего ребенка – Вы получите широкие возможности для развития его способностей, воспитания его личности.

Некоторые родители относятся к этому спустя рукава, они по привычке говорят ребенку «Ты еще маленький, у тебя не получится», и делают все за него, даже то, что он уже мог бы сделать сам. Что они получают? Несамостоятельного и беспомощного, капризного и безвольного трех- четырехлетнего «младенца».[su_box title=’Важно’ style=’glass’ box_color=’#F63E62′ radius=’5′]Чтобы избежать этого, примите, пожалуйста, следующие советы: — разрешайте малышу совершать те действия, которые ему уже по силам. Даже если он делает это очень медленно, а Вы опаздываете.[/su_box]Помогите ему самому овладеть элементами самообслуживания, закрепить новые навыки; — обеспечьте ему общение со взрослыми и сверстниками, и постепенно расширяйте этот круг.

Например, можно посещать центр развития детей, гулять не только на своей площадке, чтобы знакомиться с новыми людьми, делать вылазки в парки-зоопарки, да и вообще — здороваться с соседями и знакомыми, позволять ребенку покупать в магазине что-то самому, получать самостоятельно билет у билетерши и т.д.- относитесь с вниманием к его познавательным интересам и объясняйте все, что разворачивается перед его глазами в окружающей среде. Так Вы формируете его эмоции, переводите этот опыт в речь.

Психическое и социальное развитие ребенка 2-3 лет Ребенок, как и прежде, очень эмоционален — он, как оголенный провод, очень чувствителен к Вашей похвале и порицанию.[su_quote]Будучи психологически привязанным к Вам, тем не менее, он проявляет нескрываемый интерес и к посторонним, особенно если они ему симпатичны. К тому же, у крохи возникает потребность в общении с другими детьми. Ему нравится играть со сверстниками в сюжетно-ролевые игры.[/su_quote]Но, по мнению детских психологов, посещать детский сад ему еще не время, исходя из все той же сильной привязанности к маме — нити, которую нельзя обрывать так рано и резко.

Разногласия во мнениях Итак, в процессе активной деятельности, Ваш малыш осознает и начинает отстаивать собственные желания и намерения. Которые не всегда совпадают с Вашими — возникают разногласия.

При всем при этом, Вы для него — образец поведения и отношения к окружающему, кроха, как и прежде, сильно привязан к Вам. Что там говорить, даже собственные открытия и достижения – для него ничто, если Вы не обратили на них внимания.[su_box title=’Совет’ style=’glass’ box_color=’#FFDB00′ radius=’5′]Для того, чтобы вывести общение с ребенком на новый продуктивный уровень — Вам необходимо:[/su_box]

  • — оставаться достойным примером для подражания; — деликатно относиться к формированию чувства собственного достоинства малыша; — предоставлять ему как можно больше возможностей для активности и самовыражения, ‘свободы действий’.
  • Вам необходимо, как говорится, «идти за ребенком», аккуратно поворачивая его интересы в полезное русло; — давать ему право выбора, даже если это проявляется в мелочах: «Какую кофточку ты хочешь надеть? Из какой кружки будешь пить сок?»; — проявлять неподдельный интерес к занятиям и увлечениям крохи.
  • Так вам удастся значительно смягчить кризис общения  с ребенком, возникающий на рубеже трех лет. «Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе» Джералдин Чейпи.

Вот почему Ваша совместная с ребенком деятельность (предметная и ролевая игра, продуктивные творческие занятия, спорт) сейчас особенно важна не только для развития его умственных и физическихспособностей, но и для позитивного воспитания, сохранения «мира в семье».

    Развитие ребенка в игре, предметной деятельности продуктивной деятельности В период от 2-ух, а особенно от 2,5 до 3 лет впервые очень интенсивными темпами развивается воображение.

Теперь малыш активно может действовать в воображаемой ситуации.

Попросите его показать, как киска тихо-тихо крадется на лапках (встает на носочки), как ползет и шипит змея – войти в роль у крохи получится просто замечательно.

  •     С развитием воображения и памяти становятся актуальны продуктивные виды творческой деятельности: — лепка из пластилина (продукт — скульптурка), создание поделок из различных подручных материалов, особенно натуральных, природных;
  • — рисование (продукт — рисунок);
  • — конструирование (продукт – постройка);
  • — и, конечно же — игра (ролевое поведение) и др.
  •     На последнем пункте хотелось бы немного остановиться…
  • Игра в жизни ребенка 2-3 лет Особенности сюжетной игры у ребенка 2-3 лет:

Внимание крохи пока еще не очень устойчиво, особенно в начале третьего года. Тем не менее, он может сосредоточиться на интересной для него деятельности, на 12-15 минут.- у малыша от 2 до 2, 5 лет сюжетная игра более разнообразна по содержанию, чем раньше, но при этом, механически показывая действия окружающих его людей, он не берет на себя роли в полном смысле этого слова.- от 2,5 до 3 лет — кроха постепенно и с увлечением участвует в ролевых играх: отражает в своей игре собственный жизненный опыт, а беря на себя роль доктора, продавца, мамы и др. — условно выполняет действия взрослых.

Игра играет огромную роль в умственном, физическом, психическом и социальном развитии ребенка, потому что она не только касается всех сфер его жизнедеятельности, но и ведет их за собой. Недаром ее называют ведущей деятельностью дошкольника.

Подытожим, что все вышеуказанные виды практической деятельности на данном этапе, помогут развить отражательную способность детского мозга, и, как следствие, активизируют умственную активность, формируют интеллект. Подчеркнем – именно виды практической деятельности, а не «псевдоразвивающее» видео или пассивные методики раннего развития, от которых так и ломятся полки в магазинах.[su_box title=’Обратите внимание’ style=’glass’ box_color=’#4573D5′ radius=’5′]Особенно осторожно нужно относиться к мультфильмам в повседневности Вашего ребенка.[/su_box]Развитие речи ребенка 2-3 года Ребенок понимает Ваш разговор не только о том, что непосредственно происходит перед ним в данный момент,  но и небольшие сообщения о том, отсутствует в поле его зрения.

На протяжении всего года совершенствуется память: малыш помнит не только то, что было сегодня утром, но и с удовольствием вспоминает яркие моменты жизни, например, как ходили в цирк или зоопарк. А в совокупности с развитием речи различные воспоминания возникают уже с помощью слов.

В активном словаре ребенка, к трем годам, может присутствовать до 1200-1500 слов и больше. Малыш начинает строить предложения из 3-4 слов и группы взаимосвязанных предложений. Кроме того, он пытается выстроить речь грамотно, например, склоняя существительные и т.д.

  1.     Несколько советов для активизации развития и коррекции речи у Вашего малыша: — Постоянно побуждайте кроху к диалогу на близкие темы исходя из его личного опыта;
  2. — Продолжайте знакомить с окружающим миром в процессе наблюдений, игр, Ваших рассказов, чтений;
  3. — Уделяйте внимание выстраиванию грамматически правильной речи у ребенка, ее звуковой культуры.

Развитие музыкального слуха Доказано, что правильно подобранная для ребенка музыка, благотворно влияет его умственное развитие, творческие способности, помогает ему в определенных ситуациях расслабиться, подготовиться ко сну, или наоборот повеселиться, обогатить его эмоциональную жизнь. Это например: разные направления детской музыки: народная фольклорная музыка, классическая инструментальная музыка, детская популярная музыка, инструментальная — со звуками природы для детей и так далее.

Секреты воспитания Ваш малыш сейчас как никогда раньше, очень чувствителен к поступкам окружающих его людей. Заметьте, как он наблюдает и пытливо вслушивается в разговор взрослых.

Причем не только просто следит за этим диалогом, но и вдумывается, пытается понять ход Ваших мыслей, сделать выводы. На самом деле – это не просто праздное любопытство.

На своем «детском» уровне он пытается постичь логику действий и  поступков близких взрослых, принимая на себя программы их поведения.

Именно поэтому в присутствии двух- трехлетнего малыша ни в коем случае не должно быть семейных конфликтов и бурных сцен выяснения отношений. Родители представляются ему высшим образцом для подражания, даже больше, чем раньше, потому что сейчас у ребенка имеется собственный социальный опыт, который он активно применяет на практике.

Запреты — капризы, истерики… И, если в более раннем периоде детства – от нежелательных действий ребенка можно было просто отвлечь, то теперь Вам все чаще придется его именно убеждать – «почему так делать нельзя». Пример положительного разрешения подобной ситуации наглядно описан в статье «Первые запреты Или Как сказать ребенку «Нет!»При позитивном воспитании, малыш станет отзывчивым к Вашим уговорам, и Вы сможете его направлять в положительное русло. Но, учитывая приближающийся кризис трех лет – рекомендуем ознакомиться и с этим руководством: «Управление детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?)»Будьте близки… … и это действительно поможет избежать многих проблем.[su_box title=’Важно’ style=’glass’ box_color=’#F63E62′ radius=’5′]Чтобы эмоционально сблизиться со своим ребенком — просто как можно чаще его обнимайте, играйте с ним, вместе танцуйте и пойте, давайте ‘концерты’ (это так же поможет ему укрепить уверенность в себе), сделайте традицией — занятия совместной творческой деятельностью (рисование, поделки и пр.), обязательным также сделайте ежедневное чтение сказок на ночь.[/su_box]